«Новые имена»

Новости

Кинотерапия

Камаева Анастасия

Психолог

ММАУ Молодёжный центр "Новые имена"

 

 

Я работаю психологом в Молодежном центре «Новые имена». Наш центр занимается поиском и поддержкой талантливой молодежи в возрасте от 14 до 30 лет. Мой круг работы профилактический – профориентационные занятия, индивидуальные консультации, работа с подростками, попавшими в разные жизненные ситуации.

Если суммировать всю практику работы с детьми, то получится 12 лет. За это время я успела изучить психологию поведения подростка, тенденции изменений на протяжении 10 лет, нюансы, тонкости. Первые мои выпускники сейчас руководители, предприниматели, родители. Я продолжаю их называть детьми, хотя разница в возрасте у нас 6-7 лет.

Сейчас основной темой моей работы является профориентация. Это как надпись на двери «Добро пожаловать». На групповых и индивидуальных занятиях мы рассматриваем самые различные темы – взаимоотношения, роли в команде, первые сильные чувства, умение договариваться, тема выбора и образа будущего. Подростки не говорят про меня как психолога, скорее как наставника, который помогает им определиться с жизненными векторами.  Позиция наставника накладывает на меня дополнительную ответственность – пройти по кромке между психологией, нравственностью и человечностью. Не переборщить с личным, не перегнуть с научным, на заучить в ценностном.

Нынешние 14летние родились в начале 2000. Это дети уже только по страницам учебника истории знают про путч, смену власти, талоны. Перед ними мир открылся в достаточно спокойный период – появились мобильные телефоны, смартфоны, гаджеты. Многие из них наглядно изучили заграницу, на уровне продвинутого пользователя владеют интернет-программами. Несмотря на это они все еще остаются подростками с переживаниями, сомнениями, которые волновали раньше каждого из нас в их возрасте.

Первая влюбленность, предательство друга, взаимоотношения с родителями – все это перемешано с гормональными, физическими и эмоциональными изменениями. Возьмите колбу с веществами разной плотности и встряхните ее – получается неоднородная смесь. У возраста 14+ также внутри все перемешано – приоритеты, ориентиры. Именно поэтому они так чувствительны к понятиям идеала, ценности, нравственности, смыслов.  Возраст революций, свершений, колоссальной эмоциональности, неукротимой жаждой свободы,  одновременно жаждущие поддержки и помощи.

Какими бы не были продуманными структура занятий и содержание, я всегда отталкиваюсь от интереса подростков. В какой-то момент они начали рассказывать про просмотренные фильмы и что им в них понравилось. Это были самые разные фильмы, но в основном западные или японское аниме. То, что не доставало им в жизни реальной, они с лихвой искали в виртуальном мире и мире кино.

 

Из обсуждения просмотренных ими фильмов, я увидела общие критерии:

- главный герой переживает похожие чувства со зрителем;

- фильм оказал сильную поддержку и показал альтернативные способы выхода из схожей ситуации;

- страхи подростков показаны в фильме с комичной стороны, благодаря чему они меньше переживают об этом.

- в фильмах показаны различные эмоции и их выражение, которые можно использовать в жизни.



Вместе с положительными для этого возраста эффектами просмотра фильма, есть и негативные отпечатки.

Подростки смотрят РАЗНЫЕ сериалы, фильмы. В интернете сейчас есть доступ ко всему и чем может закончится просмотр очередной серии можно только предполагать.

Основной негативный фактор:

- искаженность и романтизация образа жизни героя (героини).  Поиск идеала в поведении, внешнем виде практически всегда играет злую шутку с возрастом 14+. Как правило, они смотрят взрослые фильмы, где играют взрослые люди взрослых героев.  Приближая себя к образцу, имитируя поведение героя подросток в силу своего возраста, опыта не может достичь желаемого и тогда перед ним встает выбор – сдаться самому или отвергнуть идеал. В первом случае это означает работу с уважением, уверенностью, выстраиванием образа себя, во втором случае – работа с доверием, ценностными установками, верой в себя и близких. В непроработанном случае формируется поведение, ранящее как самого подростка, так и окружающих.

Я не могу запретить смотреть кино, но могу рекомендовать то, что действительно может оказаться полезным подростку в его возрасте.  В моем случае – я собираю фильмы, которые приближены к возрасту подростков и отвечают их запросам.

 

Немного про теорию:

Кинотерапия – современный метод в психологии,  объединяющий в себе   культуру, искусство и психологию. Позволяет  узнавать про себя через просмотр фильма и последующего обсуждения со специалистом.

Основоположник метода считается лондонский психотерапевт Берни Вудер. При работе с клиентами он увидел сложность описания своего состояния у одной из клиенток и предложил посмотреть ей фильм со схожей ситуацией. Благодаря просмотру и последующему обсуждению клиентка благополучно разрешила внутренний конфликт.

 

В школе не учат говорить про свои эмоции, не учат различать состояния, определять причину поведения.  Почти 80% моих занятий направлены на опознавание состояний и понимание себя подростком. В моей практике есть постоянная группа и также мы работаем с детьми, где предполагается одна встреча. Кинотерапия здесь оказалась, как никогда, к месту.

«Кино, как и литература, представляет собой практически неограниченное, в отличие от одной жизни отдельной личности, пространство для изучения человека и действительности в целом. Оно не только источник информации об исторических фактических событиях, но прежде всего наглядное изображение психического мира человека (множества разных людей), характеров, эмоций, мыслей, поступков и других психических проявлений. Как и любая концентрированная информация, фильм дает повод к глубоким размышлениям на интересующие нас темы, выявлению до сего момента скрытых факторов (не люблю слова «подсознание»), определяющих и объясняющих происходящее, открытию нового и видению возможных перспектив развития событий, а также способов решения возникающих проблем.»

Надежда Прокофьева. Метод кинотерапии как практический инструмент групповой работы, направленный на личностный рост и развитие участников.

 

Подготовка к групповому  просмотру разбита на несколько этапов:

Этап подготовительный.

Выбираю и отсматриваю фильм предварительно.  Выписываю моменты, на которые стоит обратить внимание. Составляю список вопросов. Читаю внимательно про создание фильма, нахожу интересные истории, связанные с фильмом. Для группы с которой встречаюсь в первый раз – это важно. Не просто я, как зритель,  смотрю фильм, а у фильма есть своя история, знание о которой приближает меня к героям фильма и я становлюсь его частью.

Этап основной.

На встрече мы знакомимся друг с другом, я рассказываю про фильм. Во время просмотра внимательно смотрю на зрителей. Их реакции, телесные выражения. Поверьте мне, это даже интереснее чем сам просмотр фильма.

Этап завершающий.

Обсуждение занимает от 10 до 40 минут.

Высказываются все желающие, сообщая о том, что запомнилось из фильма, что вызвало наибольшее впечатление. У каждого из подростков свой темп и рост, для некоторых становится открытием, что у него есть право быть, слушать, не вытягивая из себя слова.

Особое внимание при обсуждении фильма уделяется главным героям, анализируются чувства, мысли, реакции, которые вызвали зрителей те, или иные персонажи. Моей задачей является наблюдение и обобщение высказываний подростками относительно заданных вопросов.

В зависимости от фильма, ситуации задаю разные вопросы. За мою практику накопилась шкатулка вопросов, которые помогают выразить свое отношение к просмотренному:  

  • Понравился ли фильм или нет? Почему? Что конкретно понравилось, что не понравилось, что зацепило мое внимание?
  • Каковы сюжет фильма, последовательность событий, действующие лица?
  • Каков психологический портрет каждого героя: личностные особенности, нравственные принципы, черты характера, манеры поведения, история жизни и т.д.?
  • Каковы отношения между героями, их история и особенности?
  • Наблюдал ли я подобные ситуации и отношения в моей жизни?
  • Кто из героев мне наиболее симпатичен/антипатичен и почему? Кому я сочувствую и почему? На кого из героев похож я или кто-то из моих знакомых? На кого хотел бы походить?
  • Каков стиль общения героев фильма? Как они решают свои проблемы?
  • Что бы я изменил в ситуации и как бы я поступил на месте героя/героев? Что нужно для этого сделать? Что бы я взял для себя как образец для подражания? Что я считаю правильным или неправильным? Кто, по-моему, прав, кто не прав, кто виноват и почему?
  • Что бы произошло, поступи тот или иной герой по-другому?
  • Встретилось ли в фильме для меня что-то новое, ранее неизвестное? Совершил ли я какое-то открытие для себя?
  • Какие эмоции вызвал фильм? Что меня рассмешило, обрадовало, расстроило, вызвало раздражение, рассердило, обидело, испугало, оттолкнуло и т.д.?
  • О чем этот фильм? Какова основная проблема/конфликт и как решает ее режиссер? Какие художественные и технические приемы помогают ему в этом? Что он хочет мне сказать?
  • Почему фильму дано именно такое название? Как название раскрывает смысл фильма?
  • Какие в фильмы встретились метафоры, символы?
  • Какие выразительные средства использованы в фильме?
  • Каким образом развивались бы события, сними режиссер вторую серию фильма?
  • Какие психологические, нравственные, философские проблемы затронуты в фильме? Какие из них волнуют меня в настоящий момент или волновали в прошлом?
  • Как этот фильм перекликается с моей жизнью? Какие уроки я извлек для себя и какие выводы сделал?
  • Какие фильмы/произведения освещают сходные проблемы?
  • Как бы отнесся к фильму кто-то из моих знакомых (друг, подруга, мать, отец, жена, муж, ребенок и т.д.) и почему? Кому бы я порекомендовал посмотреть этот фильм и почему?
  • Какие сцены я пересмотрел бы второй раз?

 

На практике достаточно двух-трех вопросов. Групповая кинотерапия похожа с индивидуальной с отличием только в том, что подросток смотрит фильм дома один, а потом мы его обсуждаем на встрече.

На первых порах я испытывала сложность в поиске фильмов. Какие есть фильмы, которые можно смотреть подросткам? Их было всего несколько:

- короткометражка «Цирк бабочек»;

- «Умница Уил Хантинг»;

- «Хористы»

- «Мирный воин» и так далее.

 

Сейчас репертуар значительно расширился. Благодаря встрече с Татьяной Мирошник мы запустили проект от Молодежного центра, где наши дети могут посмотреть фильм «Частное пионерское-2». Уже есть первые зрители и положительные отзывы.

 

Подростку очень важно проявить свой потенциал, встать на свои подмостки, увидеть многовариативность применения своего таланта, дара, призвания. Он являет собой главного героя своей жизни, со своими правилами игры, своим зрителем и режиссером. Через грамотно подобранные фильмы, совместное обсуждение, внимательность со стороны взрослых у него появляется возможность быть героем своего времени.







Статья | Новые имена

Опубликованно: 31.03.17

Похожие темы


«Летний фестиваль дружбы» в сквере «Солнечный»

Всё лето в сквере «Солнечный» в рамках проекта «Территория дружбы» будет проходить «Летний фестиваль дружбы»! 

Статья | ИТ-центр

Узнать больше →


Майпарк: лето-2017

В Майпарке каждый красноярец может предложить и воплотить свою идею по организации досуга жителей города, каждый может стать не только зрителем и участником, но и организатором!

Статья | ИТ-центр

Узнать больше →


Видеокампус. Приём "Восьмерка" при съемке диалогов.

Поговорим о важном практическом навыке при съемке кино - метод "восьмерка"!

Статья | Центр авторского самоопределения молодёжи «Зеркало»

Узнать больше →