«ИТ-центр»

Новости

Всё что вы хотели знать об освещении, но боялись спросить

Освещение является одной из немногих областей кинопроизводства, имеющих бесконечное количество вариантов организации. Но и здесь есть свои каноны и устоявшиеся схемы, в которых мы и попробуем разобраться.

ОСНОВНОЙ СВЕТ (KEY) 

Ключевой свет является основным и самым ярким источником освещения. Его следует установить первым, он будет использоваться для освещения формы предметов и актера. 

Ключевые моменты: 
- Старайтесь не ставить ключевой свет близко к камере. Это сделает его плоским и неинтересным. 
- Если ключевой свет разместить сбоку или позади актера, это создаст таинственное или драматическое настроение, сохраняя всю картинку достаточно темной. 

ЗАПОЛНЯЮЩИЙ СВЕТ (FILL) 

Заполняющий свет смягчает тени, созданные с помощью ключевого. Чаще всего он находится с противоположной стороны от основного освещения и несколько менее ярок. 

Ключевые моменты: 
- Важно, чтобы заполняющий свет не выделялся и не создавал собственных теней. Чем ближе заполняющий свет к камере — тем меньше теней он создает. 
- Заполняющий свет легко сделать, даже если у вас нет дополнительного светильника: достаточно разместить отражатель в ¾ напротив ключевого света. 
- Интенсивность заполняющего света выражается «соотношением ключа к заполняющему». Например, соотношение 1:2 означает, что ключевой свет вдвое ярче заполняющего. 

ФОНОВЫЙ СВЕТ 

Фоновый свет идет сзади, обычно располагаясь выше снимаемого объекта. Он часто используется для отделения актера от темного фона, придания объекту глубины и подчеркивания его формы. Фоновый свет может помочь избавиться от «двухмерности» снимаемого объекта. 

Ключевые моменты: 
- Нерассеянный солнечный свет часто бывает слишком резким, чтобы использоваться в качестве ключевого освещения, но может неплохо выделить объект съемки в качестве фонового.
- Если фоновый свет располагается прямо за актером под таким углом, что часть света попадает на лицо, то такой фоновый свет называют «кикером». 

БОКОВОЙ СВЕТ



Боковым, как несложно догадаться, называют свет, попадающий на актера сбоку. Он идеален для создания драматических эффектов и «светового сопоставления», базирующегося на освещении с большим контрастом. Этот прием успешно используется еще со времен нуар-кинематографа. 

Ключевые моменты: 
- Чтобы создать драматическое освещение с помощью бокового света, лучше всего использовать его без заполняющего, либо с ним, но на очень низком соотношении (1:8) 
- Боковое освещение идеально подходит для проявления текстуры. 

ПРАКТИЧЕСКИЙ СВЕТ



Практический— это «настоящий», присутствующий в сцене по сценарию свет: бытовые лампы, телевизоры, свечи, полицейские мигалки и так далее. 

Ключевые моменты: 
- Практический свет часто встречается в классических голливудских фильмах. Посмотрите на кадр из «Славных парней» — лампа является основным источником освещения в кадре, увеличивая глубину сцены. 
- Пока вы не снимаете на Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7 как для кубриковского «Барри Линдона», яркости свечей не будет хватать, чтобы достаточно осветить сцену для практичной выдержки. 

ОТРАЖЕННЫЙ СВЕТ



Очевидно, что отраженный — это свет, который попадает на объект от отражателя. Есть специальные инструменты для этого, вроде шелка и пенополистирола, но он может поступать также и от потолка или стен — варианты безграничны. 

Ключевые моменты: 
- Поверхности из пенопласта обладают матовой текстурой и создают мягкий отраженный свет. 
- Отражатели с серебряным покрытием могут создать жесткий свет и зачастую возвращают 3/4 поступающего потока, в зависимости от расстояния до источника. 
- Возвращенный свет от отражателя может быть достаточно универсальным. Вы можете создать ключевой, заполняющий, фоновый свет и даже подсветить отдельные объекты на заднем плане, используя отражатели. 

МЯГКИЙ СВЕТ



Мягкий свет — это скорее термин, описывающий размер источника света, а не его размещение. Он исходит из источников с большой площадью. Такой свет производит мягкие тени, а если он достаточно большой — совсем не оставляет теней. 

ЖЕСТКИЙ СВЕТ 



Жесткий свет создает четкие и резкие тени. Его легко получить от небольшого источника света или полуденного солнца. Жесткий свет редко находит применение в работе, но упомянуть его следует непременно. Повторим сказанное ранее о мягком свете — «жесткость» в основном зависит от размера источника: чем он больше, тем свет «мягче». 
Для примера приведем пару кадров, наглядно демонстрирующих разницу между жестким и мягким светом. Съемочной группе пришлось ждать, пока солнце скроется за облаками, так как свет был слишком грубым. 

ВЫСОКИЙ КЛЮЧ 



«Высокий ключ» — это светлый, бестеневой стиль освещения с большим количеством заполняющего света. Его часто использовали в классических голливудских фильмах 30-ых и 40-ых годов, в основном для комедий и мюзиклов. 

Сегодня высокий ключ часто используется в рекламе косметических средств, ситкомах и музыкальных клипах. Не забывают о нем и режиссеры современных фильмов, пример тому — кадр из «Гарри Поттера». 

Ключевые моменты: 
- Высокий ключ — бестеневой свет. 
- Часто близок к пересвечиванию на отдельных деталях изображения. 
- Нередко получается с помощью фронтального освещения. 
- Высокий ключ имеет низкое соотношение ключевого освещения к заполняющему. 

НИЗКИЙ КЛЮЧ 



Низкий ключ, как следует из названия, характеризуется малым количеством ключевого света, что дает преимущественно темную, наполненную тенями картинку. Заполняющий свет или не используется совсем, или используется минимально. Низкий ключ применяется для превращения тени в символ. Его часто можно встретить в фильмах ужасов и триллерах. 

Ключевые моменты: 
- Низкий ключ проще всего сделать, используя только один источник света. 
- Низкий ключ выглядит лучше при использовании источника жесткого света. 

МОТИВИРОВАННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ



Мотивированным называют освещение, имитирующее естественный источник внутри сцены. Разница между мотивированным и практическим светом в том, что мотивированное организуется специально и только имитирует практическое. 

Ключевые моменты: 
- Установите источник мотивированного освещения пораньше, во время сборки сцены. Если вашим источником света является окно, а съемки дневной сцены затянулись до вечера, вы можете «вернуть день», применив искусственные светильники. 
- Очень важно, чтобы ваш свет выглядел и вел себя точно так же, как воспроизводимый источник. Если мотивированный свет — лунный, а ваш свет — жесткий на 5600К, сделать сцену натуральной уже не выйдет. 

СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ОСВЕЩЕНИЕ



Имеющийся свет — это тот, что уже есть на локации. Это может быть что угодно — от солнца пустыни Руб-эль-Хали до уличных фонарей и вывесок на улицах. 

Ключевые моменты: 
- Если вы используете солнце в качестве источника света, потрудитесь составить тщательный план с учетом погоды и места расположения локации. 
- Ранее утро и поздний вечер — отличное время мягкого золотистого освещения 
- Следите за временем, солнце меняет интенсивность и цвет очень быстро, особенно под конец дня.

Статья | ИТ-центр

Опубликованно: 09.03.17

Похожие темы


«Летний фестиваль дружбы» в сквере «Солнечный»

Всё лето в сквере «Солнечный» в рамках проекта «Территория дружбы» будет проходить «Летний фестиваль дружбы»! 

Статья | ИТ-центр

Узнать больше →


Майпарк: лето-2017

В Майпарке каждый красноярец может предложить и воплотить свою идею по организации досуга жителей города, каждый может стать не только зрителем и участником, но и организатором!

Статья | ИТ-центр

Узнать больше →


Видеокампус. Приём "Восьмерка" при съемке диалогов.

Поговорим о важном практическом навыке при съемке кино - метод "восьмерка"!

Статья | Центр авторского самоопределения молодёжи «Зеркало»

Узнать больше →