«Главная страница»

Новости

Интервью с психологом

Согласно статистике, приведенной в докладе Уполномоченного по правам ребёнка в Красноярском крае за 2015 год, Россия является лидером среди европейских стран по количеству самоубийств среди детей – ежегодно счёты с жизнью сводят около 1,5 тысяч подростков, около четырёх тысяч совершают попытку суицида.

По данным ГУ МВД России по краю, в 2015 году 26 подростков покончили жизнь самоубийством (в 2014 году – 23), 75 несовершеннолетних совершили 76 суицидальных попыток (в 2014 году – 82). Из общего количества этих подростков 35 - мужского пола, 66 - женского.

Что касается возраста, большинству из них (66 чел.) – 16-17 лет. 14-15-летних – 27. До 14 лет – 8. По занятости: школьников - 60, учащихся профтехобразования – 22, тех, кто не учится и не работает – 19. По социальному статусу:  воспитываются в полной семье – 50, одним родителем – 33, в приёмной семье – 12, являются сиротами и проживают в общежитии – 6.

То есть, предельно «усреднённый» образ подростка, покончившего у нас в регионе в прошлом году жизнь самоубийством или пытавшегося это сделать, выглядит так: школьница-старшеклассница из полной семьи.

Причинами такого шага, согласно полицейской статистике стали: межличностные конфликты и депрессивные состояния (по 27 случаев), конфликты с родителями, родственниками – 26, в 19-ти случаях мотивы установлены не были, желания привлечь к себе внимание окружающих - 2 случая.

О том, что толкает детей и подростков к роковому решению, об особенностях взросления и том, как родители и педагоги могут разглядеть склонность ребенка к суициду, мы поговорили с психологом и психиатром, директором МАУ ЦППМиСП «Эго» (www.centerego.ru) Дмитрием Юрковым.

 

  • От чего зависит счастье

- Универсальную картину составить очень сложно. Данные варьируются в зависимости от региона. Но та статистика, которую я знаю, говорит о том, что среди завершённых суицидов большинство – девочки, возраст – около 15 лет.

При этом можно с полной определенностью утверждать, что взаимосвязи между количеством самоубийств и социальным благополучием не существует. Также прямой связи между уровнем самоубийств и социальным положением страны, региона, какой-то социальной группы нет. Точно так же восприятие человеком счастья и его удовлетворённость не зависят от количества денег и его социального статуса.

В Америке в течение 75 лет проводились (и до сих пор ведутся!) исследования того, насколько люди удовлетворены своей жизнью и от чего это зависит. Установлено, что уровень счастья, уровень удовлетворённости  абсолютно точно не зависит ни от карьеры, ни от количества денег. А главное – то, как складываются отношения с близкими людьми. Это - семья и ближний круг общения.

А для подростка то, как видят его другие люди, особенно важно. Это существенная часть его «картины мира». То, как его воспринимают другие люди, для него зачастую важнее того, как он воспринимает сам себя.

 

  • Сюжет взросления

Основная часть подростков, которые проходят через центр «Эго»– это девочки от 13 до 15 лет. 8-9 -ый класс - зона риска. Они уже оформлены физически, внешне выглядят как взрослые, но при этом у них еще отсутствует жизненный опыт, происходит «дозревание» психических процессов.

В последнее время стал внедряться такой показатель психологического здоровья как «толерантность к неопределенности». Речь идёт о способности или неспособности человека принять мир таким, какой он есть: очень изменчивый, нестабильный, в котором нет никаких гарантий. Взрослый с годами, с приобрётенным опытом понимает, что мир очень быстро меняется, он непредсказуем. Человек не может полностью на него повлиять. Сегодня есть близкий человек, а завтра он может сказать: извини, у меня другие отношения. Взрослые (и то далеко не все!) это понимают. А у  школьников эта самая толерантность к неопределённости еще не сформирована. Подросток хочет, чтобы мир был предельно стабилен, неизменен. И как раз из-за того, что окружающий мир нестабилен, подростку и кажется, что он к нему враждебен, агрессивен. Этим и отличается ребёнок от взрослого человека. И это можно заложить как некий диагностический критерий того, насколько человек зрел.

Когда ребёнок приходит в этот мир и принимает этот мир, у него есть ощущение, что все это – ДЛЯ НЕГО. Есть мама, он (ребёнок)– Центр Мироздания! (Важная оговорка: мы сейчас не рассматриваем сценария, что мир почему-то изначально его не принимает, мир злой и агрессивный). Но со временем все равно происходит отделение ребенка от матери, и он постепенно начинает понимать, что мир сам по себе, а он сам по себе. И он может только принимать мир таким, какой он есть, что мир не настроен к нему специально – ни хорошо, ни плохо. Просто есть он и есть мир. Мудрость принятия этой ситуации и даёт зрелось. 

У ребёнка, подростка таких адаптационных механизмов нет. И зачастую, когда происходит то, что он интерпретирует как предательство, агрессию - для него это стресс, рушится его картина мира. И в силу своего максималистического склада, который обусловлен возрастом, часто ребёнок тоже начинает отвечать агрессией. И иногда это агрессия  направлена на себя самого: всё плохо, значит я – плохой, я – недостойный и т.д. Но это надо просто пережить. А они этого ещё не умеют. И здесь крайне важна роль взрослого, который транслирует ребенку «культурный код». Задача взрослого – родителя, педагога, который находится рядом с ребёнком – не в буквальной передаче ему знаний, а в том, чтобы стать его партнёром, проводником в мир отношений, ценностей, того, что накоплено человеческой культурой. Если у ребёнка возникает доверие к взрослому, при позитивном сценарии он сам со временем становится взрослым. Но всегда существует риск, что такого взрослого не окажется рядом, нет доверия к миру, нет доверия к взрослым.

 

 

  • Практика

Как специалисту, на практике мне пришлось участвовать в разборе 7-ми случаев суицида подростков. Лишь один из них был «чистым» классическим самоубийством из-за несчастной любви, когда девочка отравилась уксусом.  

Был случай, когда девочка решила умереть, потому что не видела смысла в жизни. Там не было никаких любовных драм. 1 января она предположила, что через 8 месяцев покончит жизнь самоубийством. При этом, она все это время вела дневник. Для себя. Мы потом на комиссии его читали, когда разбирали это ЧП и пытались понять – виноваты ли классный руководитель, психолог, учителя? Я когда читал, удивлялся – неужели окружающие не видели ее эмоционального напряжения?! Тем не менее, - действительно, этого не было заметно. При опросе, дети, которые были с ней в плотном контакте, говорили: мы ничего необычного в её поведении не замечали. То есть внешне, ее внутреннее состояние никак не проявлялось - она улыбалась, смеялась, была весёлой. И она всего на один день ошиблась – вышла из окна на один день раньше, чем собиралась.

Еще одна ситуация. Девочке-десятикласснице изменил её мальчик. И ее подруга специально пошла к ней и начала давить на неё: вот смотри, теперь он со мной, я лучше тебя. Девочка пришла домой, мамы дома не было, только бабушка. Она говорит: бабуля, надо поговорить. Та отмахнулась: мне сейчас некогда, я пирожки жарю, давай попозже. Девочка уходит, и, не находя другого решения, вешается в туалете.

Была сложная и запутанная история. Две девочки-девятиклассницы учатся вместе. Одна умирает от рака, а вторая на девятый день прыгает из окна. Она как бы пошла за подругой. При этом на подоконнике в подъезде нашли написанное ею любовное стихотворение. Но учителя отрицают, что у нее был парень. Мелькала информация о неком юноше, который был гораздо старше неё и служил где-то в армии. Но эти данные не подтверждены. И, вполне возможно, что это – «придуманная» любовь, как это иногда бывает у подростков. Придуманная любовь, придуманная картина мира...

 

  • До основанья, а затем…

Зачастую разобраться с причинно-следственными связями таких происшествий бывает довольно сложно, потому что какие-то события, отношения дети (да что там, и взрослые часто – тоже!) интерпретируют так, как им это удобно, как они могут или как им это понятно. И моментально под это понимание подстраивается вся картина мира. При этом, зачастую близкие, родители, родственники выпадают за ее пределы. Поэтому родители чаще всего ничего не знают о той кризисной ситуации, которая сложилась с их ребёнком. Внешне кажется, что всё хорошо – он никак себя не проявляет.

Нужно помнить о том, что подростки очень скрытны. Смысл подросткового нигилизма заключается в том, что сначала они отказываются от существующего мира, а потом заново его «восстанавливают», создают «свой» мир. Первая стадия называется кризисом отчуждения от мира - они не могут сразу его принять, отрицают его, бунтуют против него. А потом пытаются создать свой мир, свою «культуру». В этом смысл постоянного появления молодёжных субкультур. Взять тех же «эмо», которые были в нулевые года. Их больше нет, они влились в общий культурный контекст и сегодняшние подростки даже не знают, кто это. И это нормальный цикл развития, нормальный процесс взросления. Каждый раз, каждое новое поколение пытается создавать свои миры.

И все это происходит на фоне детской или подростковой незрелости с её максимализмом и еще одной важной чертой – игровым моментом. Они считают, что всё происходящее - невзаправду, понарошку, в шутку. И, если жизнь сейчас закончится, потом будет новая – лучше, справедливее, где все будет хорошо. 

Одна из наиболее правдоподобных существующих сегодня версий причин суицида сводится к следующему: когда человек заканчивает жизнь самоубийством, это значит, что он не готов нести ответственность за то, что происходит с ним самим, в мире, в семье и т.д. И он этим актом перекладывает ответственность за происходящее на кого-то, фактически признавая: я не готов с этим справляться.  

 

  • «Группы смерти»

Отдельная тема для нашего разговора, связанного с суицидами подростков, – интернет, точнее – социальные сети. Согласно статистике, за последние 5 лет время пребывания в социальных сетях каждого отдельного взрослого ежегодно увеличивалось на 20 минут. Что касается детей, - 24% подростков практически из них не выходят. И огромное количество школьников проводит там больше 5 часов в день. Интернет уже формирует для подростков и молодёжи ценности! Популярность человека определяется количеством «лайков» в соцсетях. И сегодня для них зачастую более значимым взрослым, авторитетом является не учитель и не родители, а какой-нибудь певец, ди-джей или блогер, у которого тысячи лайков и просмотров где-нибудь в Инстаграм или ВКонтакте. И к нему ребёнок прислушивается.

И это очень большая иллюзия думать, что интернет – это свобода. Интернет – это инструмент управления миром, где информация фильтруется, нужным образом настраивается. И есть люди, которые этим искусно пользуются, манипулируя детьми.

Как вы помните, весной всех, и в первую очередь родителей и педагогов, всколыхнули публикации о том, что в социальной сети ВКонтакте есть «группы смерти», которые затягивают детей, готовят и подталкивают их к самоубийству. Символика этих групп – киты и бабочки. Огромные мощные киты, которые вопреки всему заканчивают жизнь самоубийством, выбрасываясь на берег, и там их якобы ждет вечность. А бабочки подчеркивают кратковременность жизни.  

О чем говорят детям в этих группах? ЗДЕСЬ все скучно, бесполезно и бессмысленно. А ТАМ все будет гораздо лучше. Пойдём, даже киты, - видишь, - тоже устремлены в вечность… Когда анализировали эти тексты, видели, что они написаны очень профессионально – они эксплуатировали тему того, что взрослый мир детей не понимает. Они давали ребёнку ощущение особенности, избранности. Чуть ли не особый сакральный статус. Объясняли смысл существования, смысл жизни, объясняли – зачем он живёт. А ведь в этом возрасте ощущение особенности – это так важно!

При этом подавляющее большинство взрослых, которые рядом, к сожалению, не могут дать таких объяснений – готовых смыслов. Если раньше была идеология, было проще со смыслами, то сейчас в сфере смыслов у нас – полная пустота. Культура, конечно, есть, но и в ней множество разрывов.

И против интернета можно только выработать внутренний иммунитет. За счет культуры. За счет ценностей. За счет внутреннего фильтра.

Важно, чтобы взрослый сказал: смотри – мир разный. Он и хороший, и плохой. Может быть так, а может – вот так или еще вот так. И это – только твой опыт. Можно пойти по этому пути, можно по этому, но и ответственность ты несёшь сам. И это не только применительно к интернету, а к позиции ребёнка в мире в целом. Да, это определенный риск, но без риска невозможно взросление.

 

  • На что обращать внимание

Реально ли родителю или  педагогу самостоятельно «разглядеть» признаки надвигающейся беды, кризиса? Вполне. В первую очередь нужно обращать внимание на РЕЗКОЕ изменение поведения. Если ребёнок был веселый, у него были друзья, он был позитивен и вдруг изменился рисунок его поведения – он стал закрытым и замкнутым, значит есть причина. Выраженные депрессивные признаки: неожиданный смех или неожиданные слезы.  Что-то случилось на уровне его РЕШЕНИЯ относительно мира и его эмоционального состояния. Это должно настораживать и стать поводом отправить ребёнка к психологу для диагностики.

Родителям важно обращать внимание на нарушения сна детей и на порезы на руках. В «группах смерти» для того, чтобы пройти на следующий уровень, куда они их затягивал, нужно было показать фото порезов. Зачастую родители не обращают на это внимания, потому что гигиена подросткового возраста не предполагает мытья в ванной и т.д. Поэтому закрытость ребёнка, все эти «Ты мне не доверяешь!» - не должны останавливать. Как только увидели порез на руках – нужно сразу же обращаться к психологу за консультацией.

Учитель, работающий с тетрадями, может сделать вывод о том, что что-то не так, по изменению почерка, по характеру рисунков на полях. Нужно обращать внимание на графические элементы, связанные с китами и бабочками. Если ребёнок рисует их на полях в тетради – вполне возможно, что он участвует в этих «группах смерти». Время идет, многое меняется, этими группами заинтересовались правоохранители. Чем закончится эта история, неизвестно. И закончится ли. Но нельзя исключать того, что они появятся снова под каким-нибудь новым обличьем.  И символика может быть другая. Но все равно она будет связана с темой временности жизни. 

И педагогам, и родителям вообще важно чаще общаться с детьми и доносить до них эту мысль – жизнь всегда сложнее, чем кажется, и она точно не закрывается на каком-то одном решении – только ТАК и все... Всегда есть разные варианты выхода.

 

  • Искусство быть взрослым

       Главное – с ребёнком нужно разговаривать, быть в контакте. На самом деле, очень многое зависит от умения взрослого донести до ребенка то, что мир – не чёрно-белый, он имеет оттенки. Он – разный. Реагировать на все нужно в зависимости от ситуации и нести за это ответственность. Взрослость – не в том, сколько выпито пива, сколько у тебя «лайков» в соцсетях. Взрослость – в том, какие цели ты перед собою ставишь, и как ты их достигаешь, что ты умеешь делать. И всем – и родителям, и учителям нужно искать: как это можно донести до ребёнка. Нестандартно. Нестереотипно. Только – глаза в глаза, только – индивидуально. Это – не «массовая» работа, а предельно штучная.  В каком-то смысле это искусство. Потому что объяснять это нужно, в первую очередь, собственным примером. Опосредованное действие всегда сильнее, когда ты сам не говоришь, не морализаторствуешь, а делаешь и таким образом даёшь пример, как ему ориентироваться в этом мире. 

     Интервьюер: Ярослав Пинигин.

 

Полную версию статьи можно найти в журнале «Город и дети: горячие точки» №3. Все выпуски журнала доступны для скачивания по ссылке:  http://www.admkrsk.ru/administration/commission/Pages/journal.aspx.

Статья | Главная страница

Опубликованно: 23.01.17

Похожие темы


Летние вечера

Молодёжный «ИТ-центр» приглашает провести летние вечера в МайПарке ​Красноярцам не придётся ск...

Статья | ИТ-центр

Узнать больше →


Небесная «Формула-1»

Одним из наиболее востребованных направлений работы «Красноярского молодёжного авиаотряда», кот...

Статья | Центр технического проектирования

Узнать больше →


Волонтёры универсиады

Рассказываем про волонтёров Зимней универсиады-2019!Кто они такие, волонтёры Универсиады? Это специаль...

Статья | Доброе дело

Узнать больше →